Как спасти детей от наркотиков

"Как спасти детей от наркотиков" - хорошее пособие для родителей. О причинах употребления наркотиков рассказывают авторы: практикующий врач А.Г. Данилин и кандидат психологических наук И.В. Данилина. 

1. Потеря смысла

Осознание своего жизненного предназначения, поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Под «смыслом жизни» подразумевается не общепринятые, бытовые смыслы, такие, как семья, дети, карьера, приобретение вещей и т. д., а желание понять, зачем вы оказались на земле именно в этом месте и в это время. Вы хотели (родители) и дети наши хотят понять смысл своей судьбы.

Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется индивидуальность.

Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощущение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кончике языка, их невнимание к тому, что они счи¬тают глупой подростковой романтикой, приводит к ощущению бессмысленности реальной жизни.

2. Одиночество

Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного мучают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно. Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения.

Угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков.

Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсутствие ощущения ценности собственной индивидуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возникает как результат попытки матери или обоих родителей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно становится проблемой подростка, выросшего в семье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку достаточного внимания.

Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: преждевременно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощущение ничтожности, ненужности собственной индивидуальности. Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкнутому кругу:

низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее снижение самоуважения — полная неспособность бороться с наркотической зависимостью.

3. Тяжесть свободы

Состояние нашего общества последнего десятилетия можно описать как шок от наступившей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образования, позволяющего правильно оценить открывающийся мир возможностей.

Когда человек не умеет выбирать, он в ситуации свободы будет поступать практически только двумя способами.

Во-первых, он будет «голосовать» за что-то далеко не самое лучшее, но зато привычное. Он будет выбирать отсутствие перемен, то есть он предпочтет старую несвободу новой свободе, требующей от него все нового и нового выбора.

Во-вторых, он будет выбирать не самую лучшую и не самую новую возможность, а возможность самую простую, максимально примитивную и понятную.

Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привычном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется.

Подросток испытывает непонятную ему самому тревогу, страх за будущее, неопределенность. Он хочет немедленно получить удовольствие и вернуться в детство, в котором все его желания медленно удовлетворялись. . И тут окружающая среда радостно идет ему навстречу, предлагая героин или другой наркотик как универсальное лекарство от взрослой жизни.

4. Страх смерти

Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать—восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы любили стихи Есенина, посвященные ей, и одновременно как мы боялись умереть. Вспомните, как часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.

Все мы знаем, что жизнь каждого из нас заканчивается смертью, и это единственный закон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы боимся смерти. Никто не знает точно, что ждет нас за ее порогом. Казалось бы, как-то нелогично: смерть и наркотики. Наркотики смертельно опасны. Они приближают к смерти. Это очевидно.

Ребенок начинает понимать, что люди смертны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не готовим человека к правильному восприятию смерти с самого раннего возраста, то в подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.

Каждый третий из наших пациентов в той или иной форме признаются, что они начали принимать наркотики, так как боялись смерти. Каждый пятый признается в том, что до встречи с наркотиком раздумывал о самоубийстве. Мысли о самоубийстве фактически и есть Признание все того же: бессмысленности, одиночества, бегства от свободы и ответственного решения, неопределенности завтрашнего дня.

Наркотики — лекарство от всех перечисленных проблем, вызывающих неосознанное беспокойство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблемы «души травяной». Вместо огромного количества вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопро¬сы решаются сами собой.

Тем более, что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься.

Наркотики — это следствие протеста молодежной культуры против несправедливости, лживости и продажности нашего мира.

В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затягиванием дымом. В самой сущности наркотиков заключен величайший обман сатаны. Молодой человек пытается лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А наркотик приносит взамен другую, «теплую» пустоту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания.

Это тупик. Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеалов и реальности. Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами наркотиков. Они болезненнее воспринимают бессмысленность, холод и несправедливость мира, а бороться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от остроты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют наркотики.

5. От подражания к любопытству.

Можно сформулировать еще одно очень важное понятие, которое в заключение нам хотелось бы выделить отдельно. Все перечисленные нами проблемы в становлении личности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую неопределенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не создали, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Неуверенность и неопределенность ведут к подражанию.

Так формируется подростковая мода. Сегодня одежда, наркотики... Подражание и мода начинают формировать из замечательных свойств человеческой личности — любопытство. Любопытство — это необъяснимое человеку свойство, позволяющее ему адаптироваться в окружающем мире. В каждом из нас живет ориентировочный рефлекс «Что такое?». Человек прекращает любопытствовать после того, как «тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у ребенка! любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.

Весь детский мир состоит из незнакомых вещей и впечатлений. По мере взросления любопытство у очень многих людей постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильнее осторожности, даже сильнее страха смерти.

Выдержки из книги «Как спасти детей от наркотиков» компоновал Шевяков А.А. 

Наверх